В главных ролях
председатель шахматного клуба
Кратко
Во время революции и последовавшего за ней краткого периода военного коммунизма многие прятали свои ценности как можно надёжнее. И вот Ипполит Матвеевич Воробьянинов, бывший Старгородский предводитель дворянства и светский лев, а ныне — скромный делопроизводитель ЗАГСа, узнаёт от умирающей тёщи, что некогда она спрятала свои бриллианты и жемчуга в общей сложности на 150 000 золотых рублей под обивку одного из двенадцати стульев гостиного гарнитура работы известного мастера Гамбса. Бросив всё, Воробьянинов бросается на поиски стульев, в чём ему, конечно же, небескорыстно, берётся помочь молодой авантюрист, «великий комбинатор» Остап Бендер. Найти следы разрозненного гарнитура непросто. Не облегчает положения и то, что перед смертью тёща Воробьянинова открыла тайну сокровищ и своему исповеднику, отцу Фёдору, всю жизнь мечтавшему о собственном свечном заводике в Самаре...
Длительность: 2 ч 41 мин
Производство: СССР
Премьера: 21 июня 1971
Интересные факты о фильме 12 стульев
Фильм снят по мотивам романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» (1928)
Роман «Двенадцать стульев» собирался экранизировать Георгий Данелия, но потом «перегорел» и подарил съёмки Леониду Гайдаю, который об этом давно мечтал
На роль Остапа пробовалось более 20 актёров: среди них были Владимир Высоцкий, Алексей Баталов, Олег Борисов, Валентин Гафт, Андрей Миронов. Арчила Гомиашвилирежиссёр нашёл в провинции. Из-за болезни (по другой версии — из-за сильного кавказского акцента) артист не смог озвучить Бендера, в фильме он говорит голосом Юрия Саранцева
Кандидатуру Арчила Гомиашвили не одобрило «Госкино». Наверху стали возмущаться: «Почему Бендер станет грузином?» На что Леонид Гайдай тут же парировал: «Так ведь папа у Остапа турецкоподданный. А почему маме не быть грузинкой?
Роль мадам Грицацуевой могли играть Галина Волчек и Нонна Мордюкова. Но Мордюкова на эту роль не подошла, показалась не смешной. Предпочтение собирались отдать Галине Волчек, но звукооператор Владимир Крачковский из команды Леонида Гайдая привёл на съёмочную площадку свою жену, студентку ВГИКа Наталью Крачковскую. Гайдай глянул на неё и сказал: «Вот она, мечта поэта»
Первоначально режиссером был Георгий Данелия, но он уступил работу Леониду Гайдаю, который хотел снять фильм.
Спектакль Остапа и Ипполита смотрят в театре — это адаптация “Ревизор” Николая Гоголя. Позже Леонид Гайдай, режиссер этого фильма, продолжил свою адаптацию пьесы, ставшей “Инкогнито из Петербурга” (1978).